Между Поденской и Лиможской паломническими дорогами лежат горные районы Оверни. Архитектура этой провинции Франции отличается суровой мощью и простотой. Здесь строили массивно и прочно. Толстые стены, небольшое количество узких проемов, компактность группировки частей здания, образующих единый монолит, скупость декора – таковы характерные черты овернского зодчества. В Оверни с конца XI столетия появилось несколько монастырских церквей, выстроенных под влиянием паломнических церквей и Сент Этьенн в Невере. Самыми известными являются Сен Нектер, строительство которой началось около 1080 года, Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, относящаяся к 1100 году, Сент Остремуан в Орсивале (также начало XII столетия) и Сен Поль в Исуаре, построенная около 1130 года.

Эти четыре церкви поразительно похожи. У каждой низкий деамбулаторий с четырьмя радиальными капеллами и сильно удлиненная травея перед хором. Над высокими аркадами травеи алтарной части находится клиресторий. Удлиненная травея образуется широкой аркой и, вероятно, не имеет окон из-за опор, несущих цилиндрический свод. Трансепт без боковых приделов состоит из пяти секций и имеет две апсиды в восточной стене. Его высота увеличивается от крыльев, равных по высоте хору, к диагонально расположенным средним травеям и, наконец, к высокому центральному куполу. Однако эффект постепенного роста высоты заметно уменьшается из-за двух соединительных арок, обрамляющих средокрестие на одном уровне с аркой алтаря. Верхняя часть стены хора разбита тройной аркатурой. Очевидно, этот мотив заимствован у Сент Этьенн, где крылья трансепта, также состоящего из пяти секций, отделяются точно такими же арками. Еще одна соединительная арка отделяет более высокий центральный неф от средокрестия.

Неф церкви состоит из двух ярусов: над аркадами расположены галереи, а сверху – цилиндрический свод, как в церквях на паломнических дорогах. Разумеется, масштабы здесь другие, и тройные проемы галерей низкие, как в Сент Этьенн. Ни в одной из четырех монастырских церквей нет клирестория. В этих церквях отсутствует вертикальное членение стен. В Сен Нектер, самой древней из этой группы церквей, полное отсутствие вертикального членения стен можно было бы объяснить использованием круглых столбов. Однако в Нотр-Дам в Клермон-Ферране – квадратные столбы с тремя полукруглыми полупилонами, но ни один из них не обращен в центральный неф. Полупилоны встроены только во вторую пару столбов с западной стороны и заканчиваются на уровне галереи. То же повторяется в Сент Остремуан и в Сен Поль: в обеих церквях в центре нефа стоит пара столбов с полупилонами, но ни в одной нет поперечной арки под цилиндрическим сводом. Создается впечатление, что в центральном нефе вертикальное членение умышленно не использовалось, хотя оно присутствует в боковых. Возможно, зодчие пытались создать особый пространственный эффект и поэтому обратились к двум различным традициям, вольно адаптировав их для собственных архитектурных целей.

Принципы строительства монастырских церквей в Оверни очень своеобразны и лучше видны во внешнем убранстве, чем в организации интерьера. Алтарная апсида лишь слегка возвышается над крышами деамбулатория с капеллами и кажется поэтому приземистой. Крыша крыльев трансепта находится на той же высоте, что и крыша апсиды, но эффект скрещивающихся крыш в восточной области нарушается выступающими центральными травеями трансепта, образующими массивную каменную массу, из которой вырастает башня. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Его ступенчатость, кульминацией которой становится центральная башня, подчеркивается односкатными крышами. Этот мотив встречается во всех четырех церквях, как и смещение четырех радиальных капелл относительно центральной оси.

Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране

На главную

Предыдущая страница

Следующая страница


Используются технологии uCoz